К вершине Иремеля — туристический поход

По некоторым данным, в переводе с башкирского Иремель – это «Священная» или «Волшебная» гора, по другим данным — с древнетюркского это слово переводится, как «место, дающее человеку силу». В общем-то, и то и другое верно, как мне показалось.

Мы решили совершить этот небольшой туристический поход на вершину Большого Иремеля благодаря нашему другу, живущему в тех краях и обожающему свои родные места. Он был нашим вдохновителем, проводником и можно сказать наставником.

И вот, в одно прекрасное июньское утро команда из пятерых человек прибыла в славный город Челябинск, чтобы оттуда отправиться в наше очередное путешествие. Мы знали, что добираться до старта маршрута на гору Иремель, который находится в с. Тюлюк, удобнее от ж/д. станции Вязовая, но так сложилось, что нам пришлось ехать из Челябинска.

С Южного автовокзала мы доехали до города Трехгорный, где нас уже ждал наш любимый друг. В сам город вход только по пропускам, поэтому едой мы запаслись заранее в Челябинске. Автобус от Трехгорного до с. Тюлюк ходит не каждый день, поэтому прямо у КПП мы вызвали такси. Дорога заняла у нас около получаса, по крайней мере, за разговорами и обсуждениями так нам показалось.

И вот такси останавливается и высаживает нас в с. Тюлюк у деревянных ворот базы отдыха «Роза Ветров». Мы сразу не поняли, в чем дело. Оказалось, наш друг решил устроить нам сюрприз и договорился с хозяином базы, чтобы мы могли попариться в их замечательной баньке. Поскольку это был далеко уже не первый день нашего продолжительного путешествия, такой сюрприз был очень даже кстати.

Банька была изумительной! Настоящий просторный сруб, каждый раз напарившись, мы выбегали из баньки и окунались в ледяную речку, что была через дорогу.

И вот, чистенькие, отдохнувшие с дороги и довольные, мы решили продолжить наш туристический поход на Иремель. Перед выходом наш верный гид-проводник провел нам небольшой инструктаж. Как обезопасить себя от клещей: штанины опустить, носки задрать, штанины в носки заправить, головные уборы надеть и главное, не бояться, их не так тут и много. Приведя себя в полную боевую готовность, мы отправились в путь.

Иремель. Туристический поход.

Шли мы долго, иногда поднимаясь очень сильно в гору, иногда почти по пологой местности. Великолепные картины уральской природы сменяли друг друга. Сложно описать, чем именно, но Уральский лес очень сильно отличается от Подмосковного. Одним из главных отличий мест на Иремеле, кроме самой растительности, являются так называемые «каменные реки». Это скопления камней, постоянно медленно спускающихся под собственной тяжестью со склонов вниз по ложбинам. Очень красивое природное явление!

Иремель. Каменная река.

Чем выше мы поднимались, чем ближе становились к вершине Иремеля, тем больше менялась природа. Казалось, что здешний лес – это как слоистый торт: довольно сильно на каждом уровне видны отличия в растительности и ощущениях. Поначалу, лес как будто просто встречал и знакомился с нами, а затем принял и улыбнулся нам. Серьезный привал у нас был только один раз на поляне с большим каменюкой, согретым солнышком. Остальные разы мы просто останавливались у горных ручейков набрать воды в маленькие бутылочки (в большие набирать не имело смысла, т.к. ручьи встречались очень часто). Какая же необыкновенная все-таки эта вода Иремеля! Такая вкусная, чистая, холодная!

Иремель. Природа.

Ближе к концу нашего маршрута на Иремель мы вышли на необыкновенную поляну: казалось, что природа здесь замерла или просто решила отстать на несколько месяцев от общего течения времени и смены времен года. Наш туристический поход проходил в середине лета, а на этой поляне, казалось, только начиналась весна! На березках только-только появились маленькие зелененькие листочки, трава под ногами такая мягкая, молоденькая и свежая! Почему в этом месте время так замерло, мы не поняли, но было интересно совершить это маленькое путешествие в прошлое.

Одно из наиболее ярких впечатлений этого туристического похода было ровное плато, с которого открывается великолепный вид на горы Иремеля и остальной ансамбль гор и лесов Южного Урала. Не смотря на то, что было довольно сильно ветрено, уходить оттуда не хотелось совсем. Но уже вечерело, надо было успеть разбить лагерь и приготовить ужин.

Иремель. Виды.

Мы дошли к подножию каменистой вершины горы и разбили лагерь. Сама Вершина Большого Иремеля – это как будто сложенные горкой каменные глыбы. Вообще, все это место пропитано волшебством времени, магией древности. Я никогда не думала, что возраст гор можно почувствовать! Оказывается, можно. Но описать словами эти ощущения очень сложно. Чувствуется присутствие чего-то, а скорее даже кого-то, очень мудрого, величественного, мощного.

гора Иремель.

Иремель. Вершина.

Потемнело и холодный воздух с нашей усталостью довольно быстро разогнали нас по палаткам и спальникам.

Утро на Иремеле. Более чем свежо. Умываемся в холодном ручейке, завтракаем и идем на вершину древнего хозяина этих дивных мест Иремеля. Рюкзаки с палатками оставили внизу, поднимались налегке. Оказалось, что подниматься по наваленным камням, многие из которых почти с тебя величиной, если не больше, довольно просто и весело. Хотя когда какой-нибудь строптивый камешек начинал неожиданно шевелиться под ногами, становилось не совсем по себе.

Иремель. На вершине.

Добрались до верха Иремеля и обомлели от открывшихся нашему взгляду просторов и красот! Воистину не зря был совершен наш туристический поход! Поначалу мы просто восхищались видами Южно-уральских гор, затем наш восторг сменился желанием разделиться. Как-то не сговариваясь, все разошлись по каменистой площадке вершины горы Иремель. Кто-то ушел на самый край, лег на камень, свисающий над обрывом, и смотрел в небо, кто-то сел неподалеку и начал всматриваться вдаль, кто-то пошел фотографировать, кто-то – фотографироваться, кто-то решил обойти всю площадку вершины Иремеля по периметру, кто-то читал надписи на камнях, оставленные желающими запечатлеть себя в вечности туристами. У всех было какое-то необычное состояние и ощущения. Мне очень хотелось петь…

Камни с узорами из тысячелетних лишайников, рукотворные туры, великолепные виды окружающих лесов и гор, присутствие древности, мудрости, опыта, накопленного веками…

Не хотелось уходить. Но рано или поздно это пришлось сделать – мы ориентировались на время отправления из с. Тюлюк автобуса, который ходит лишь один раз в день.

Спускаться оказалось чуть сложнее, чем подниматься. Дальше все произошло как-то быстро.  Такие яркие эмоции были на вершине Иремеля, что все мысли были еще там.  Обратно мы шли довольно быстро, стараясь успеть на автобус. По сильным склонам бежали бегом – было весело.

На автобус мы успели. Он был слегка переполнен, но переполнен очень добрыми, отзывчивыми людьми. В тесноте, да не в обиде мы благополучно доехали до ст. Вязовая.

Интересно то, что по дороге назад я мысленно еще раз вернулась на вершину «Священной горы», и мне вдруг пришло одно очень важное осознание, точнее ответ на вопрос, который мучил довольно давно, а вдруг решился как-то сам собой. Спасибо, Иремель!..

Иремель. Виды.

Поддержи в соцсетях!

Поблагодарить

Сказать спасибо

Комментарии приветствуются! (уже 23)

Петр

«Камни с нанесенными плесенью узорами» — тут ошибка. Это не узоры от плесени, а многотысячелетние лишайники. Скорее всего, каждой колонии лишайников на каждом камне по нескольку миллионов лет. Очень характерный пример перехода неживого в живое, возможно еще по этому каждый камень кажется живым )

Geleosan

Добрался таки до нашего сайта :) Велком!

Петр

Ну дык. конечно )) Кстати пока не началось, -камни с Иремеля это практически реликтовые вещи ;)

Магистр

Камни и минералы — тоже форма жизни наполненная сознанием Творца. Они не «кажутся» живыми, они и есть живые.

Evdokiyushka

Фоты супер — красотища, нужно попасть туда!

mangust_ru

Мне удалось с друзьями этим летом побывать на вершине Иремеля. Теперь я понимаю ваши восторги по поводу него, та действительно замечательно себя чувствуешь. Единственное, что мне было трудно, так это преодолеть подъем. Все таки офисная работа дает о себе и знать организм не был готов к таким нагрузкам.

Geleosan

Да, это очень сложно бывает после офисной работы за компом. Особенно после зимы, когда мало движений в обычной жизни.

Галина

А я живу практически совсем рядом, пью воду из Иремельского водохранилища (живу в городе Миассе), но в горах так и не довелось побывать. Раньше не до этого было, а теперь вот возраст даёт знать о себе. Спасибо вам за чудесные фотографии!

Geleosan

Зря не ходили в горы, особенно если рядом живете. Мы вон с равнин тысячи километров на поезде едем, чтобы побывать :)

Галина

Да, это так… А на озере Тургояк были? Это младший брат Байкала, «Жемчужина Урала».

Geleosan

Нет не были, я первый раз про него слышу. Надо будет почитать. Пока только на Байкал собираемся на Ольхон…

oleg

Я давно как-то на Урале был. Правда далеко не заходил в лес. Страшно. Природа похожа. И издалека видел гору Азов. Говорят Бажов ее описывал в своих сказках

Александр

Вам еще надо озеро Зюраткуль посетить.
    Там есть гоглиф.
    Рисунок на склоне горы в виде Лося.
    Размер рисунка 200 на 200 метров.

Еще там есть поселение каменного века.
    Целый город.Размеры впечетляют (800 на 330 метров).
    город четко поделин на сектора.
    Короче там надо побывать

Светлана

Ух ты! А мне в этом году посчастливилось побывать на Иремеле, даже пожила там почти неделю, и утром последнего дня мне тоже пришел ответ на вопрос, который давно меня мучил…Надо же…

Geleosan

Это особенное место :) Хотя многие места особенные, просто нужно, чтобы определенный человек оказался в определенном месте.

игорь

а не эту ли гору называли в древностях белухой? той о которой часто упоминается и в индийских ведах и прочих древних сказаниях.

Night_Ghost

Зюраткуль сейчас слишком уж обустроен, в основном лубок для приезжих, природа начинается только за пару км от поселка.
    Да и вообще Южный Урал весь надо «посетить», удивительных мест там немеряно, одни водопады чего стоят. Кстати, цикл о водопадах есть на сайте :)

Ксения

Добрый день! Подскажите, а можно ли с таким походом уложиться в два дня и справиться без человека, который знает место? :)

Geleosan

Добрый! В принципе да, но только вам нужно совсем не плутать. Поэтому или человек таки нужен, или хорошая карта с описанием, как идти.

ANT Ufa

Там сложно заблудиться, основная дорога хорошо протоптана. На Иремель сложнее, но и интереснее, подниматься со стороны Тирляна

Антон

Спасибо за отличный пост! Я загорелся желанием посетить Иремель в ближайшее время!

Роман

Я тоже жил сравнительно не далеко, в Магнитогорске. Бывал на сплавах по Белой и Инзеру, на оз.Тургояк и Зюраткуль. Все хотел сходить на Иремель, но так к сожалению и не добрался(( чувствую придётся теперь ехать из Подольска)) Особенно я бы выделил оз.Тургояк! Очень красивое место!

Влад

Недавно совершил одиночное восхождения на Иремель, о котором мечтал долгое время. Если кто-то сомневается ехать ли туда, мой ответ, конечно да!
    Единственная сложность, с которой я столкнулся, это транспорт от Юрюзани/Трехгорного до Тюлюка: автостоп там не очень, пришлось раскошелиться и поехать на такси.
    На обратном пути я в 12 ночи волею судьбы я оказался на трассе, автостоп опять же не задался, и я решил подождать авто в 6:40 до Уфы. Вызвал такси до Юрюзани, разговорились с таксистом, вообщем он меня вписал в старый свободный дом с печкой к своему другу( друг взял с меня на пиво). Сам он возит людей до Тюлюка за 800 рублей, дешевле я не встречал.
    Вообщем если кто отважится ехать в том направлении, оставляют координаты этого золотого человека, который сможет приютить в Юрюзани и довезти до горы за наименьшую цену из всех.
    89193269547- Леха.

Кратко обо мне

Однажды я уволился и начал осуществлять свои мечты. Теперь работаю в интернете, путешествую, а также воспитываю сына.

Все реально! Несмотря ни на что...

Статистика

Вне офиса: 6 лет 9 месяцев

Статей в блоге: 1178
Фотографий: 17072
Комментариев: 49541

Яндекс.Метрика

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите: