Это авторский путеводитель и я позволю себе написать об этой достопримечательности Крыма со своей точки зрения. Не факт, что она совпадет с вашей, так что обязательно посетите базу подлодок в Балаклаве лично. Так вот, на мой взгляд — это одно из самых пресных в плане эмоций, мест, в которых мне доводилось побывать в Крыму. Холодно и не интересно.
Музей подводных лодок в Балаклаве
Вам будет скучно, если вы не подводник, не фанат исторического кружка и не увлекающийся подлодками человек. То есть — обычный турист, которому сказали, что музей подлодок — это бомба. Нет, друзья, не бомба. Это просто система тоннелей, которая потеряла актуальность в современных условиях ведения войн. Которую забросили в 1994 году и теперь никуда не денешь, все эти тонны железобетона и стали.
Поэтому здесь было решено организовать музей, в котором нет вообще ни одной настоящей подлодки. Даже в официальном названии нет ничего общего с подводным флотом — Балаклавский подземный музейный комплекс. Я специально не читал ничего, кроме отзывов, про эту базу, чтобы посмотреть на все свежим взглядом. И то, что я увидел — меня не зацепило. Ничего, кроме уголка, посвященного морякам Курска.
Заранее (почти за два часа) я приехал в Балаклавскую бухту, чтобы занять очередь у кассы. Припарковался на пустой набережной, дождался кассиров, параллельно напоминая вновь приходящим туристам, что надо бы занять очередь, а не просто стоять у ограждения. Не потому, что мне больше всех надо, просто не хотелось потом пробиваться с боем.
Касса поразила по-японски богатым количеством дополнительных объявлений. Вся будка обклеена правилами и цифрами, местами дублируя друг друга. Не удивительно, что люди теряются и начинают переспрашивать. Например, с билетами на катер — цена состоит из официальной части — 300 рублей, которая идет музею за посещение, и еще 200 рублей — за собственно прогулку на катере, частному владельцу.
Людей такая сегментация вводит в ступор, хотя тут не надо быть семи пядей во лбу: музей принадлежит городу, лодки — частникам. Оплата через кассу за покатушки на лодках позволяет городу контролировать частников, которые по доброй воле никогда сами не поделятся доходами. Такой вот, государственно-коммерческий симбиоз и он подробно расписан на кассе.
Вся экскурсия — это стояние у плакатиков и макетиков. Плакаты, макеты, коридоры. В некоторых залах находятся экспозиции. В первом — инструментов, которыми проделывали тоннели. В следующем — образцы торпед и глубинных бомб. Есть фрагменты корпуса подлодки, образцы какого-то неведомого оборудования, крылатая ракета, инсталляции с манекенами из будней подлодок и персонала базы.
Медицина заграницей очень дорогая, оформлять тур страховку надо обязательно.
- Недорогие страховки у Полис812, там есть скидка и оплата российской картой.
- Страховки подороже от Трипиншуранс, популярны у путешественников, есть оплата российской картой.
Интересно становится при переходе подземного водного канала, просто за счет необычности локации. Там же можно увидеть, что именно показывают счастливчикам, которые выбрали водную экскурсию: ржавые якоря и образцы вооружения. Читал много отзывов, где люди не поняли, зачем вообще катались на лодке — просто прогулка по тоннелю по воде.
Только в одном месте я задержался надолго и прочитал весь текст под стеклом — уголок памяти погибших моряков Курска. При всем понимании, что мужики ушли во время выполнения своей задачи, что такой исход в принципе витает над каждым экипажем каждой ПЛ, было чудовищно тяжело видеть их последние письма.
В конце экскурсии вы попадаете в сувенирный магазин, а после него — дворик у задних ворот, которые охраняются курсантом морского училища. У меня от этого места остались однозначные эмоции — что я здесь делал? Но судя по разговорам людей вокруг, многим понравилось. Недовольных лиц почти не было, разве что у детей — они очень быстро начинают скучать и шуметь.
Историческая справка
Музей подводных лодок в Балаклаве был построен в рамках программы по защите основных военных и промышленных проектов от воздействия ядерного оружия, принятой еще в сороковых годах.
В 1954 году был утвержден проект объекта 825 ГТС, а в 1959 году там же началась постройка объекта 820. Первая подлодка встала на ремонт в доках базы в 1961 году. Последняя — в 1991 году. В 1994 году база была передана в ведение города и частично разграблена населением.
Информация для посещения
Музей открыт со среды по воскресенье с 9-20 до 16 часов. В понедельник и вторник — закрыто. Касса работает в те же дни, но: с 9-10 до 16 часов, обед с 13 до 13-30.
В пиковый период, то есть летом и весь сентябрь, билеты распродаются за пару часов, поэтому не факт, что приехав после обеда, вы попадете на пешую экскурсию.
Цена билета — 300 рублей за пешую экскурсию и 500 рублей за водную прогулку по тоннелям на катере.
Несмотря на то, что музей не является частной лавочкой, оплата в кассе возможна ТОЛЬКО НАЛИЧКОЙ.
Как добраться
На общественном транспорте: от ЖД вокзала Севастополя до остановки «Пятый километр» на троллейбусах 17 и 20, либо маршрутки 17, 20 и 26. От остановки до Балаклавы идут маршрутки 9, 94 и 99. Вам ехать до остановки «Оболонь». Дорога от этой остановки пешком на западный берег бухты занимает 15 минут.
На машине: по навигатору до самого музея вас доведет ЯндексКарта. Рекомендую не вставать непосредственно рядом со входом и не проезжать дальше по набережной, после него. С наплывом посетителей тут становится тесновато, машины паркуются где как, а люди ходят табунами. Лучше парковаться метрах в 200 от входа, на площадке у газовой трубы или даже еще раньше. Уезжать будет гораздо проще.
На карте
Выбрать работающую страховку в Таиланде сейчас очень сложно, поэтому я сделал выжимку с форумов и отзывов - Рейтинг страховок.
Музей с недавних пор изменился в лучшую сторону, там провели реконструкцию, обновили тоннели, сделали световое и звуковое оформление, интерактивные аудиогиды, в сухой док загнали настоящую подлодку, все стильно оформили. Сейчас пройтись там весьма интересно.