Пражская трамвайная сеть суммарно имеет длину около 142 км и является одной из крупнейших сетей в Европе. Трамваи в Праге – это удобный и надёжный наземный транспорт. По моим личным ощущениям, трамваями пользуется даже больше людей, чем пражским метрополитеном.
Дневные трамваи
Ежедневные трамвайные маршруты 1–26 работают с 5:00 до 24:00 часов. Интервалы в движении составляют 8 минут в часы пик, и 10–20 минут в обычное время. Интервалы на самых загруженных маршрутах 9, 17 и 22 ещё короче: каждые 4 минуты в часы пик и 5–10 минут в обычное время.
Ночные трамваи
Ночные маршруты 91–99 работают с 0:30 до 4:30 с интервалом в 30 минут. В ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье интервал сокращается до 20 минут. Станция Lazarská является центральной остановкой, где встречаются все линии.
Маршрут 23 «ностальгический»
С 25 марта 2017 года по городу пустили трамвай 23-го маршрута. Весь маршрут обслуживается только самым старым типом трамваев – Tatra T3. Трамвай № 23 в Праге ходит в течение всего года, а его главная цель – сохранить этот легендарный и очень популярный тип трамвая.
Работает с 8:30 до 19:00 с 30-минутными интервалами. Во время основного туристического сезона в выходные дни интервал сокращается до 15 минут. Отдельного билета не надо, тут действуют все обычные тарифы PID.
Остановки на маршруте: Zvonařka – I.P. Pavlova – Karlovo náměstí – Národní třída – Národní divadlo – Újezd – Malostranská – Pražský hrad – Pohořelec – Malovanka – Královka.
Как купить билет на трамвай в Праге
В тикет-машине
Некоторые автобусно-трамвайные остановки (но далеко еще не все в Праге) оборудованы жёлтыми терминалами продажи билетов по основным тарифам (30 и 90 минут, 24 и 72 часа). Я такие видел всего два раза, но если на вашей остановке такой аппарат есть, то покупка не отнимет много времени.
Терминалы принимают и монеты, и безналичный расчет. На дисплее выбираете нужный язык интерфейса, выбираете билет на тачскрине терминала. Затем закидываете монеты или прикладываете/вставляете банковскую карту.
Билет является недействительным, пока вы его не валидируете. Как только зайдёте в салон трамвая – пробейте билет в жёлтом валидаторе. Обратите внимание, что автоматы могут сначала распечатать вам чек о покупке, а потом выдать сам билет. По неопытности можно уйти только с чеком.
На бесконтактном терминале
Все трамваи оборудованы оранжевыми терминалами. Как правило, оранжевый терминал бесконтактной оплаты один на весь салон, поэтому старайтесь заходить в трамвай через центральный вход.
Покупка осуществляется в два действия: тапнуть по одному из вариантов билета на главном экране, а потом приложить банковскую карту к считывателю. Всё. Терминал выдаёт билет, который уже валидирован, его не надо пробивать дополнительно.
Особенности трамвайного сообщения в Праге
Все трамвайные маршруты пролегают внутри тарифной зоны Праги (P, 0, B). При покупке билета не надо думать о тарифной зоне.
Медицина заграницей очень дорогая, оформлять тур страховку надо обязательно.
- Недорогие страховки у Полис812, там есть скидка и оплата российской картой.
- Страховки подороже от Трипиншуранс, популярны у путешественников, есть оплата российской картой.
В Праге курсирует несколько моделей трамваев, которые отличаются конструкционно, особенно пространством салона. Самые удобные – современные «Шкода», с низкими полами. В моделях постарше есть крутые ступеньки, и они не подходят для пассажиров с колясками и велосипедами.
У современных трамваев двери открываются пассажирами адресно вручную: на дверях с двух сторон установлены кнопки открытия, которые активны, только когда светятся зеленым светом. Двери-гармошки открываются только от кнопки изнутри или водителем.
Трамвайные остановки частично оборудованы электронными табло, где видно, какой из трамваев подходит для инвалидов.
Если по ходу движения, где-то там, впереди, трамвайные пути расходятся, то вы уже на остановке знаете, какой маршрут куда повернёт. На стойке с расписаниями все номера маршрутов разделены столбиками – по направлению движения. Над столбиками стоит стрелочка, показывающая, куда поедет маршрут.
На электронных табло стрелочка ставится справа от номера маршрута. Очень удобно для незнакомой местности, когда вы понимаете, в какую вам нужно сторону, но не знаете ни одного названия в том краю.
Трамвайные остановки на узких платформах в середине дороги почти никогда не оборудуются навесами. Навесы обычно стоят на тротуаре, и если плохая погода, то люди ждут там. И только по прибытии трамвая пассажиры переходят дорогу и садятся в транспорт.
В трамвае можно перевозить велосипеды, но только на отдельных участках в направлении от центра (без ограничения по времени). Перевозка велосипедов в трамваях бесплатная, но посадка разрешена только там, где есть вот такой значок.
Все схемы и данные взяты с официального сайта системы Пражского интегрированного транспорта (PID). Ссылку даю на англоязычную страницу (русского там нет), но удобнее смотреть на чешском. Больше информации и данных.
Выбрать работающую страховку в Таиланде сейчас очень сложно, поэтому я сделал выжимку с форумов и отзывов - Рейтинг страховок.