Автостопом по Европе — особенности автостопа во Франции

Свой авторский гид В ТАИЛАНД САМОСТОЯТЕЛЬНО составляю уже 15 лет. Он самый подробный в интернете.

Вдогонку к предыдущему посту про веселый и непринужденный автостоп в Тайланде. Навеяло, так сказать.

Довелось мне поездить и автостопом, посмотреть на дороги Франции со стороны автостопщиков. И что я могу сказать — автостоп тут есть, хотя потихоньку заменяется ковватюражем (covoiturage).

Blablacar

Covoiturage — это вид передвижения, когда водитель и пассажиры скидываются на бензин и на оплату дорог. Есть специальные сайты для этого, где можно найти друг друга. Причем, это настолько популярно, что предложения водителей расхватываются^ как горящие пирожки. Я не смог уехать из Гренобля таким образом, все было уже занято. Некоторые водители даже зарабатывают таким образом, ставят цену выше, чем затраты на дорогу, и гоняют туда сюда.

Сейчас и в России это уже есть. Сервис пришел к нам из Европы и имеет точно такое же название.

Автостоп по-французски

Первый раз, когда я вышел на трассу, то как обычно встал с поднятой рукой в ожидании машины. И стоял так 1,5 часа. Странно, ведь автостоп в Европе должен быть намного более развит, чем в России, и уже даже думал расстроиться, ведь впереди меня ждали еще 800 км.

Однако на следующей остановке я познакомился с французским автостопщиком, и он научил меня стопить правильно, по-французки. А заключалось это в небольшой театрализации своих действий. Нужно махать руками, улыбаться, смеяться, прикалываться, обращаясь в драйверам, махать им табличкой, и немного пританцовывать. Непривычно немного, но зато намного веселее и теплее. Все-таки ноябрь уже холодноват для автостопа.

Во Франции в ходу таблички, где надо написать название города, куда ты едешь. Или даже лучше тех населенных пунктов, что встречаются по дороге. Тем самым больше шансов заполучить нужного водителя.

На самом деле встречаются и совершенно обратные ситуации, доказывающие, что автостоп во Франции жив. Меня подобрала машина, в которой уже было 3 человека, да еще и собака. При этом они позвонили своим знакомым, чтобы узнать, не поедут ли те в город Лион, и не возьмут ли меня.

Скидка 10-20% на тур страховку!

Сравнение всех популярных страховок на рынке (Сбер, Альфа, Ингос и тд). Есть скидка и оплата российской картой.

Премиум страховка от Tripinsurance, популярна у путешественников, есть оплата любой картой. Самая надежная.

Сравнение страховок →

Франция. Автостопом по Европе
Франция. Автостопом по Европе

Автостопом по автобану или обычной дороге?

Так как во Франции есть платные и бесплатные дороги, то стиль передвижения по ним отличается.

Платные дороги — это автобаны, по которым пешеходам перемещаться запрещено, а значит, на обочине стоять тоже нельзя. И ездят постоянно специальные машины, проверяющие все ли в порядке на дороге, в том числе и наличие пешеходов. Единственными допустимыми местами являются автозаправки, паркинги, и пункты оплаты дороги (Peage). Но на самом деле реально стоять только на последних, так как паркинги и заправки встречаются редко.

Ограничения связаны с безопасностью людей. Есть даже такая шутка: пешеход на автобане не живет дольше 15 минут. Ее нам рассказал человек, когда-то работавший в дорожной службе и подобравший нас, как раз прямиком на автобане.

Пиажи располагаются на въездах и выездах на автобан. Соответственно, нужны только въезды. Тут кроется главный минус перемещения по автобанам. Весь трафик проходит мимо вас. Так как вы стоите всего навсего на въезде на автобан из какого-нибудь населенного пункта, а не прямиком на дороге. И если этот пункт полная пердь, и машин там 1,5 в час, то есть все шансы зависнуть там надолго. Так что учитесь танцевать! Хороший автостопщик — танцующий автостопщик!

Перемещение по бесплатным дорогам очень напоминает ситуацию в России. Стой себе на обочине сколько влезет и жди машину. Но на дальние расстояния французы, как правило, ездят именно по автобанам, и поэтому тут скорее всего придется довольствоваться короткими перебежками, или надеяться на водителя, желающего сэкономить. Есть еще один небольшой минус такого варианта — сеть дорог очень разветвленная, без хорошей и подробной карты можно уехать к черту на рога. А также очень много мелких и не очень мелких населенных пунктов по дороге. В этом плане автобаны выигрывают — прямая дорога с нормальными скоростными ограничениями, без городов, без светофоров, и с водителями, едущими далеко.

Языковой барьер во Франции

Так сложилось, что ни один из подвозивших меня водителей не говорил по-английски. Точнее один говорил, но очень плохо. Есть мнение, что французы из принципа не любят говорить на английском языке, даже если его знают. Я пока с таким не сталкивался, но факт, что не все знают английский язык, несмотря на то, что это Европа, есть.

Поэтому только одного английского не хватит, нужно владеть еще языком жестов, иметь Google Translate на смартфоне. Не лишним будет выучить хотя бы несколько фраз на французском.

Надеюсь, кому-нибудь пригодится эта информация относительно автостопа в Европе, и в частности Франции. И хоть я пару раз зависал на пару часов на дороге, я очень доволен поездкой и полученным опытом.

Рейтинг тур страховок!

Выбрать работающую страховку сейчас очень сложно, поэтому я сделал выжимку личного опыта, форумов и отзывов - Рейтинг страховок.

Сравнил 19 страховок →

Олег Лажечников

15 лет влюблен в Таиланд. Составляет свои гиды, объехал весь Таиланд. Был, как туристом на отдыхе, так и зимовщиком. Задача - помочь всем поехать самостоятельно в первый раз. В России же постоянно ездит в Сочи.

В Таиланд самостоятельно
Есть, что добавить? Не стесняйся, пиши!

  1. Кристина

    Мне 17 лет. Этим летом поеду автостопом по Франции, Италии, если не найду попутчика, прийдеться ехать одной. Как вы думаете не опасно ли?

    Ответить
    1. Олег Лажечников автор

      Тут нельзя дать однозначный ответ. Европа довольно безопасна, но автостоп сам по себе довольно специфичный способ передвижения. То есть вы сами решаете, опасно это или нет.

      Ответить
  2. Михаил

    Спасибо вам за ваши статьи! Вы даёте людям надежду и силы, чтобы реализовать намеченное. Удачи вам во всём!

    Ответить
    1. Олег Лажечников автор

      Спасибо за коммент, тоже вдохновляет на продолжение деятельности! ))

      Ответить
  3. Lina

    Понятненько, будем пританцовывать если что. Но лучше конечно надеяться на свой транспорт!

    Ответить
  4. Игорь Щепетов (Германия)

    Да, забыл сказать… У этого способа передвижения есть один недостаток! Когда Вы через интернет (или по телефону) договариваетесь о совместной поездке, то никогда не знаете, что это за человек и какой у него опыт вождения!
    Я не хочу никого пугать, но расскажу о случае, который я не смогу забыть ещё долго… По приезде в Германию я использовал этот метод передвижения. Один раз я договорился с парнем 19-20 лет. Приятный паренёк был, но … мы попали в аварию. Итог : сломанная рука и две операции! Мне пришлось на целый год взять академический отпуск для лечения…Не пугайтесь:) Это случай один на миллион! Но я настоятельно советую не ездить с начинающими водителями…

    Ответить
  5. Игорь Щепетов (Германия)

    Согласен, автостоп в Европе уже уходит потихоньку. Так ездят только студенты, но в ожидании нужной машины можно полдня простоять! Поэтому люди предпочитают делить бензин на 4-5 человек и ехать. Платишь немного, но зато гарантировано доберёшься до цели. И время пути можно прогнозировать:) Я лично знаю много солидных людей (в возрасте и при работе), которые ездят каждый день в другой город на работу; и ещё, между делом, пару евро на этом зарабатывают. У нас в Германии попутчиков можно найти на любой день практически с гарантией , если, конечно, речь идёт о поездке из одного крупного в другой крупный город. Между небольшими городами — уже как повезёт…

    Ответить
    1. Олег Лажечников автор

      Да, мы это уже поняли, что автостоп отходит. Во Франции ковотюраж, в Германии тоже (название не знаю). В России зато он еще очень хорошо работает ))

      Ответить
  6. RivNN

    Могу предположить, что автостопом во Франции, да и в Европе становится тяжее путешествовать из-за боязни водителей. Всяких случаев хватает уже.
    Да и сами французы, я бы сказал, не особо дружелюбные люди. Но как и во всех народах мира, случаются исключения:-) Рассказывали мне, что в Париже люди довольно «холодные».

    Ответить
  7. А мы обычно стопим, чтобы поближе с людьми познакомиться, прочувствовать страну через общение с ее местными жителями :)
    И поняли, что гораздо лучше нужно изучить карту, когда стопишь в Европе, потому что тоже в одном месте застряли надолго именно из-за того, что поблизости был только один маленьких городок и весь трафик шел мимо.

    Может, вам получить права и самому иногда возить людей ковватюражем (ну и стопщиков, когда таковых будете встречать)? И район узнаете и автостоп поддержите :)

    Ответить
  8. Verex

    «Румыны-дальнобойщики» мне встречались исключительно на трассе Шамбери-Турин, это было просто к примеру сказано: )
    Да, автостопперов на дорогах почти не видать. Я живу у выхода на рокаду и иногда вижу рядом с домом ребят с табличками «Женева», но на дорогах — единичные случаи. Прежде у меня был миниавтобус (сам я водить не умею, это было для развоза туристов), так мы обязательно брали «голосующих» (разумеется, не во время работы) но за три года это было три раза, из которых один раз была просто группа четырёх человек пробиравшаяся куда-то за Пиренеи и они сразу договорились на авторутной стоянке увидя что мест в машине много.
    Не, я просто так далеко не уезжал никогда автостопом потому и не предусмотрел ничего, ну думал, что быстро доберусь. Но проблема в том, что если из Меца в Нанси и обратно народ ездит часто, за Нанси крупных городов не так много и было бы наивно предполагать поток машин из Нанси в Дижон. Потому я уехал куда-то в Туль (интересно, кстати, как бы назывались пряники из Туля, но время для кулинарных исследований было неподходящее) и там и застрял. Обычно я «стоплю» в целях лучшего познания нашего региона и регионов его окружающих, Лотарингия слишком далеко: ) Но про палатку или спальний мешок я подумал, тем более если обследовать Прованс ближе к лету. Проблема в громоздскости — в рюкзаке фотоаппарат, дальнобойный объектив и вспышка, это уже тяжесть, плюс во время путешествия добавляются книги или всякая другая печатная региональная продукция. Куда приткнуть палатку или хотя бы спальний мешок, пока не придумал: ) Впрочем, есть вариант попросить оставить это дело в каком-нибудь недорогом отеле (такое нередко проходит), правда, в таком случае придётся возвращаться, а хотелось бы идти вперёд и ещё раз вперёд: )
    Нет худа без добра, времени на чтение худ-литературы мало, а тут пока ночью ждал редкие проезжающие машины прочёл книжку интересную (благо фонарь хорошо светил): ))

    Ответить
  9. Verex

    Ну конечно, танцующая у обочины девушка будет вызывать интерес. И не только у «хороших добрых французов» но и у местных де-кобелей, каких немало, так что танцы могут быть кому опасными, кому приятными.
    Буквально сегодня вернулся к себе в Лион автостопом из Меца, откуда выехал два дня назад. Зарёкся автостопить на дальние расстояния по незнакомой местности. Две ночи на улице (второй раз можно было поспать стоя в телефонной будке с видом на романское аббатство, почувствовав себя чебурашкой) начисто отбили такую охоту, вызванную лишь неумением водить и отсутствием денег на ковуатюраж, или же отсутствие предложений по ковуатюражу.
    Из многолетнего опыта по региону и по прилегающим территориям, могу сказать, что если остановившаяся машина более-менее новая и чистая, в большинстве случаев за рулём будет не француз. Чаще всего араб или турок. Когда автостопил между Францией и Италией, 90 % подвозивших были румыны-дальнобойщики работающие в Италии. Спрашиваю, «почему взял?», многие отвечали одинаково «потому что у нас обычай, если человек на дороге, надо подвезти, сегодня ты подвёз, завтра тебя подвезли», многие говорили, что сами автостопом в Италию добирались и знают что это такое. Редкие итальянские рейсовики первым делом спрашивали «документи», боясь «нелегалов».
    Стоишь на дороге ли, на пеяже, смотришь на проезжающих, как они на тебя смотрят: дальнобойщики во Франции в большинстве своём вообще не смотрят. Он весь такой занятой и серьёзный, смотрит обычно либо строго перед собой, либо влево, что внизу его не интересует. Буржуа и буржуаз (буржуи с буржуйками, проще говоря обыватели) смотрят чаще всего осуждающе, иногда удивление, часто жест «нет-нет, даже не думай», всем своим видом желая показать, что они не запятнают себя бесплатной помощью. Женщины любого вида смотрят кто со страхом («какой ужас, взяла бы подвезти, может последний раз был бы»), кто довольно улыбаясь, кто делая гримаску, показывая всю глубину пропасти между тем кто внутри машины и тем кто на дороге: ) Я даже думал приписать к табличкам «я не насилую женщин, мужчин тем более», но многабукаф и не факт что успеют прочесть: ) Молодёжные компании чаще всего пытаются успеть выкрикнуть что-то обидное или насмешливое или показать и получить в ответ выставленный средний палец.
    Позвозившие меня по небольшим департаментальным дорожкам или даже национальным но между маленькими городами и посёлками, французы в основном это либо рабочие ребята, либо деревенские «люди земли», то есть народ более открытый и доброжелательный нежели горожане. На автостраде из французов также большинство подвозящих люди небольшого достатка.
    Но бывают исключения, разумеется. Бывают и почтенные старички на новеньких тачках, бывают и семейные пары (хотя обычно, как правило, если рядом женщина, можно и не пытаться тормозить). Один раз, после того как стоял часа два подвезла девочка на вид лет 20-22, что меня сильно удивило, не вписываясь в правило. Сказала, что когда может всегда берёт тех, кто голосует у обочины (ну, если вид скажем так, не бродячий). Однажды подвозил бельгиец обосновавшийся во французской глубинке и занимающийся пивоварством, сказал, что ревностный католик, причём ревностность его заключалась в том, что он считает день прожитым не зря, если он сделал хотя бы одно доброе дело, бескорыстно, разумеется. Потому и позвозит людей, говорит. Приятные исключения.
    Многие говорят, что мол автостоп ушёл в прошлое, потому что было много нападений. Вряд ли нападений было больше, чем со стороны водителей и вряд ли причина в этом. Другие говорят, автостоп умирает и на смену ему приходит ковуатюраж, — надёжно, ты заранее знаешь (а если есть фото то и видишь) того кого будешь подвозить, и того кто будет позвозить тебя, есть адреса-телефоны, то есть более безопасно. Да, всё это великолепно, но часто бывает, что нужный маршрут никто не предлагает, либо в неудобное тебе время, либо у тебя просто нет на это денег.
    Получается, что чем богаче человек, тем меньше шансов рассчитывать на его помощь (имеется в виду помощь, о которой не напишут в газетах повышая рейтинг помогшего, просто небольшая каждодневная помощь ближнему). Получается, что чем больше богатеет страна (точнее отдельные жители страны), чем больше делается для обеспечения безопасности личности, тем больше люди боятся. Всё равно, что убийство заметнее в мирное время, нежели во время баталии: ) То есть в Румынии или Эфиопии или в северной Африке безопасности наверное меньше, чем в той же Франции, наверное и страны победнее (хоть и Франция далеко не на первых позициях в Европе), но люди открытее и готовы на взаимовыручку. Неужели экономический рост обязательно должен означать спад человеческих отношений и замыкание на себе самом, на круге «наших» и т п? Из рассказов подвозивших, ещё их деды (во всяком случае в небольших населённых пунктах) имели обычай оставлять «тарелку бедного», на случай, если путник застигнутый ночью попросит приюта. То есть было в порядке вещей постучать в окошко или в дверь и попросить приюта на ночь или просто отдохнуть с дороги. Ясное дело, что не все откликались, но важен сам факт присутствия такого обычая. В наши дни желающий испытывать доброту людскую таким методом может чаще всего загреметь в полицию, либо иметь неприятное общение с хозяйским тузиком, разве что самые доброжелательные посоветуют идти в отель. С одной стороны прежде человеческая жизнь стоила меньше чем сегодня, во всяком случае в Европе, были эпидемии, частые войны, разбойники на дорогах были обычным явлением, и в то же время даже тут было в порядке вещей как попросить помощи у незнакомого, так и оказать её.
    Как ни крути, а выбор не велик, — либо рост благосостояние с потерей человеческих отношений, либо наоборот. Пока что третьего не дано.

    Ответить
    1. Очень во многом готова с вами согласиться! Хотя нас подбирали исключительно французы, а не румыны-дальнобойщики, и преимущественно они были жителями больших городов, на автостоп у нас шел очень медленно и с одной незапланированной ночевкой, т.к. не успели добраться до Гренобля засветло. И все, кто нас подвозил, сетовали на то, что раньше автостоп был более популярен, а сейчас все больше ковватюраж, а такие стопщики на дороге, как мы, это уже редкость… Но ведь брали же! И подвозили! И не только, когда я на обочине вытанцовывала, но и когда Олег скромно с табличкой просто стоял! Хотя ваши рассуждения про зависимость закрытости и чопорности людей от их благосостояния мне близки и понятны. Как хорошо, что всегда есть исключения!
      Кстати, а вы берите с собой палатку в следующий раз, чтобы в телефонной будке не ночевать — это же ужасно неудобно!

      Ответить
  10. денис

    А что это такое — Covoiturage? т.е. где водитель и пассажир находят друг друга? Объявления в газетах размещают или как? можно чуть по-подробнее…

    Ответить
    1. Олег Лажечников автор

      Из статьи «Covoiturage – это вид передвижения, когда водитель и пассажиры скидываются на бензин и на оплату дорог. Есть специальные сайты для этого, где можно найти друг друга. »

      Сайты на французском языке.

      Ответить
      1. денис

        интересно, у нас в стране, с нашим менталитетом, найдет применение эта идея. На работу приходится ездить за 20 км, пустую машину гонять тоже не очень интересно…. Идея создать такой сайт уже полгода крутится в голове, осталось только воплотить…

        Ответить
  11. tenne

    Так и не удалось попробовать автостоп… Хотя мечты были … и планы… Но тоже есть свои плюсы — есть время, есть повод озаботиться наконец собственным нормальным и безопасным транспортом)
    И малышке по прошествии лет будет интереснее слышать не «А вот мы с папой когда тебя еще не было…» а «Помнишь, как мы с тобою были…»)))
    _
    Отличный блог у вас, поднимает настроение, спасибо)

    Ответить
  12. Прогулки по Парижу

    Да, во Франции не все водители берут пассажиров. Просто боятся. Лучше всего путешествовать через систему covoiturage. Я улыбнулась тому, что Вы были в Бриве.

    Ответить
  13. Kirill

    Молодцы! Мне как то всегда было боязно с автостопом связываться, езжу на своей :-)
    А Covoiturage очень развит в Германии. Тут нормальное дело когда местный житель находит себе попутчика, например из Мюнхена в Франкфурт — один на бензине сэкономил, второй на стоимости поездки до аэропорта.

    Ответить
  14. Дмитрий

    У нас на Юге автостопом никуда и с места не сдвинешься, никогда с табличками никто не стоит. Хотя конечно это весело и добраться можно много куда, новые знакомства, но все боятся сажать кого-то в авто. Таксисты и то боятся.

    Ответить
    1. Олег Лажечников автор

      На юге это где? Мы просто почти каждый год как раз на юге (черное море) автостопом перемещаемся.

      Ответить
  15. олег

    да не обратить внимание на обоятельную девушку нужно быть полным безразличным водителем.

    Ответить
  16. A1ex

    Мы прошлым летом прокатились по всей европе, правда не автостопом, а на моей машине, но повидали много «автостопперов»). Подвозили немцов, швейцарцев и украинцев. Из России не видели, но зато с Украины молодую пару провезли через всю Испанию. Приятную компанию нам составили. 30тыс км на машине за месяц по всей Европе — это круто. Россиян повидали много, почти в каждом городе каждой страны. Новых знакомых, с которыми по сей день общаемся человек 10. Всем рекомендую прокатиться по Европе, лучше конечно на своем транспорте, но и экскурсионные туры оставят ни чуть не меньше впечатлений!

    Ответить
    1. Олег Лажечников автор

      Здорово! А 30 тыс не устали ехать? Это же огого сколько! Мы вон проехали 4000 км за 2 недели, и то нам показалось, что это многовато. Слишком длинные переезды, и не успеваешь все посмотреть.

      Ответить
  17. Светлана

    Прикольно, наверное интересно так путешествовать !

    Ответить
  18. Valentin

    Мой первый и единственный опыт автостопа был во Франции. У велика с колесом случились проблемы, ближайший веломагазин был в 8км, пришлось стопить. Дело было на очень второстепенной дороге и лично я был настроен идти эти 8 км пешком, но вторая машина остановилась и женщина меня довезла практически до магазина. Обратно я вышел из городка и снова застопил вторую проезжавшую мимо машину, за рулём снова женщина, а в багажнике собака по кличке Оскар (интересно, почему я это запомнил?). Самое смешное, что я не помнил название городка, в который мне надо вернуться :), но она мне помогла и привезла куда надо, хотя и жила немного в другом месте. Мы с ней даже поболтать о нашем путешествии успели, т.к. она говорила по-английски.
    В общем, мне французский автостоп понравился.
    Кстати, спасибо тем двум женщинам, может они тоже читают этот блог :)

    Ответить
    1. Олег Лажечников автор

      Вынужденный автостоп получился :) Я думаю во многом вам французский язык помог, они в провинции со английским не в ладу. Мы, кстати, когда на второстепенных дорогах на короткие расстояния (10-15км) пробовали стопить, тоже быстро и сразу получалось.

      Ответить
      1. Valentin

        Французский Надя знает, я только английский. Просто французы добрые и прикольные :)
        Надо попробовать реализовать схему “автостоп между маленькими городками”, только пути миграции заранее изучить, чтобы не застрять.

        Ответить
        1. Олег Лажечников автор

          Ой, не увидел сразу, что вы на английском общались :) Нам в этом плане не повезло, только франко говорящие попадались.

          Ответить
  19. Дмитрий

    Прикольные танцы, действительно мимо такой девушки не проедешь.

    Ответить
    1. Спасибо за комплимент! :)

      Ответить
  20. Alexandr

    эх, что может быть лучше путешествия!!! Я правда на авто катаюсь, но автостопщиков порой беру))

    Ответить
    1. Олег Лажечников автор

      Правильно! Автостопщиков надо брать, хорошие люди. Мы когда на машине едем, и есть место, тоже всегда берем :)

      Ответить
  21. missvova

    Дарья здорово смотрится с табличкой, улыбкой и в позе!)))

    Ответить
  22. Ник

    Классс. То же люблю путешествовать, но только не автостопом — страшно.

    Ответить
  23. Ессентучанин

    За «танцы» у дороги не было проблем с полицией? :)

    Ответить
    1. Олег Лажечников автор

      А с чего бы им быть? Полиция делом занимается, а мы же не преступники :)

      Ответить