Медицина заграницей очень дорогая, оформлять тур страховку надо обязательно.
- Недорогие страховки у Полис812 (Сбер, Альфа, Ингос), у них есть скидка и оплата российской картой.
- Премиум страховка у Трипиншуранс, популярна у путешественников, есть оплата российской картой.
Варшава – здоровенный анклав: два миллиона жителей плюс транзитники и туристы. И если бы не грамотная логистика, развитая, работающая по часам транспортная сеть, город захлебнулся бы людским потоком и встал, как вкопанный. К счастью, инфраструктура в Варшаве хорошо продумана. Здесь есть: метро, трамваи, автобусы, такси, автоматическая система велопрократа. Кроме того, действует скоростная железная дорога, которая связывает Варшаву с предместьями. А самое главное – работа общественного транспорта почти не останавливается в течение суток. К примеру, метро в пятницу – субботу пашет до трех ночи. Большая часть автобусов ежедневно выходит на линию в 5 утра, их заменяют ночные с 11 вечера и до полпятого, то есть автобусы работают почти круглосуточно.
Автобусы, трамваи и метро в Варшаве
Наиболее развитая сеть – автобусная: около 200 маршрутов, покрывающих 2600 км столицы. Менее развитая – метро, оно продолжает строиться. По последним данным, имеет две линии протяженностью более 20 км: север – юг (22 станции), запад – восток (6 станций). Вторая ветка видимо откроется только в 2015 году. Так что удобно метро прежде всего тем, кто базируется в северных и отчасти южных районах столицы. К слову, Варшавский метрополитен имеет более свежий, современный вид, чем московский, поскольку открыт в 1995 году.
Трамвайное сообщение не столь развитое и плотное, как автобусное: 34 линии; трамваи заглядывают далеко не на каждую улицу. Но имеет свои преимущества. Например, интервал движения — 5-10 минут. Или — дополнительные маршруты, работающие в пиковые часы и даже дни. Особенно интересны трамваи в утреннее и вечернее время, когда движение по магистралям затруднено. По трамвайным линиям — в отличие от российских традиций — автомобили не едут, поэтому трамваю заторы не помеха. Хотя в Варшаве такие пробки, что они совсем не пробки после Москвы :)
Общественный транспорт ходит четко по расписанию. На автобусных и трамвайных остановках всегда висит расписание того или иного маршрута. Буквально раз всего было, когда ждал автобус, а его не было, но его не было вообще в этот день, то ли маршрут поменялся, то ли еще чего.
Из минусов стоит сказать, что автобусы уж больно резвые, резко срываются с места, резко останавливаются. С одной стороны, быстро очень доезжаешь до место, с другой стороны, чувствуешь себя дровами.
Велодорожки и прокат велосипедов в Варшаве
Велодорожки и отлаженная система велопроката – отдельная любопытная тема. Подробно не узнавал, но по всей центральной части города расставлены пункты проката, где можно взять велосипед в одном месте, а отдать в другом. Удобно! Оплата только, к сожалению, не банковской картой, а немного иначе. Но если есть местная симка, то можно с ее баланса заплатить. Вообще, мне показалось, что в городе очень много велосипедистов, причем, ездят они на вполне обычных городских и недорогих моделях.
Помимо велосипедов есть еще и такси, для тех, кто наоборот, хочет побыстрее.
Выбрать работающую страховку в Таиланде сейчас очень сложно, поэтому я сделал выжимку с форумов и отзывов - Рейтинг страховок.
Стоимость проезда и билеты
Есть и еще ряд удобных нюансов, которые нельзя не отметить. Билет на проезд – один на все виды транспорта, как в Сингапуре или Будапеште, и с недавних пор в Москве. Продается повсеместно: в автоматах на станциях метро и около автобусных остановок, в киосках печати Ruch и обычных, внутри автобуса в автомате, а также у водителя трамвая/автобуса.
Цена проездного вариативна и зависит от двух параметров: зоны, которую вы намерены пересечь — городская (1) и пригородная (2); и времени, в течение которого намерены кататься (от 20 минут до семи суток). Например, билет на 20 минут стоит 3.4 pln, билет на 75 минут 4.4 pln. Я часто делал так, покупал билет на 75 минут и успел по нему же вернуться домой (поездка в магазин).
Нюансы
- В автоматах на улице оплатить билет можно купюрами, мелочью и по банковской карте, а вот в автомате внутри автобуса только по карточке.
- В автомате, который находится внутри автобуса, 20-минутные билеты по 3.4 pln не продаются, только 4.4 pln и дороже. Билеты за 3.4 pln надо покупать в автоматах на улице или в почтовых киосках.
- Водители автобусов, как я понял, хотят получить деньги без сдачи, поэтому туристу может быть затруднительно купить билет, не обладая мелочью.
- Билет, купленный в автобусе в автомате, не нужно компостировать. Время на нем стоит сразу. Билеты, купленные на улице в автоматах и киоске, компостировать надо обязательно.
- Внутри старых трамваев автоматов для покупки билетов не обнаружил. В новых трамваях тоже не видел, но может быть они есть. Также в старый трамвай не зайти с коляской, пол высокий очень.
Мне очень понравилась возможность покупать билеты по банковской карте, очень удобно. Забежал в автобус и тут тебе автомат. Ни мелочи не надо с собой, ни в киоск забегать по дороге.
Транспортное приложение Jakdojade (Якдояде)
Также я в восторге от транспортного приложения (версия для Андроид, версия для iPhone). Это просто мега-мега удобно для человека, незнающего город. Можно полностью расслабиться и вообще не готовиться к поездке по Варшаве, изучая маршруты и расписание. Все есть в приложении, нужен только интернет в телефоне (3G интернет в Варшаве) и знание адреса места назначения, ну, или, где это находится на карте. Я пользовался именно картами, так как память у меня на них гораздо лучше, чем на адреса.
Приложение простое, думаю, не сложно будет разобраться.
- У вас два варианта, как простроить маршрут: задав адрес для точки B (End Point) или же выбрав точку на карте. Точка A (Start Point) определится сама по вашим GPS координатам.
- После того, как у вас будут выбраны точка нахождения и точка назначения вы нажимаете Search и получаете список маршрутов с номерами автобусов/трамваев/метро, места пересадок с одного транспорта на другой и время в пути.
- Нужно выбрать маршрут и посмотреть его на карте, таким образом вы узнаете, где находится ближайшая к вам остановка, с которой вы начнете свой путь.
- После посадки в транспорт вы можете остаться на этом же экране с картой и смотреть, как едет ваш автобус/трамвай. На карте будут отмечены остановки и место пересадки. Либо можно перейти в режим Navigate, который предназначен для контролирования процесса поездки, но на мой взгляд в нем особо полезной дополнительной информации.
Помимо Якдояде (или Якдоядэ) есть еще официальное расписание автобусов на официальном сайте, где точно также можно построить маршрут поездки и скачать приложение для телефона.
P.S. Статья не претендует на все нюансы, так как пользовался в основном автобусами и только в первой зоне.
Олег, большое спасибо за ценную информацию. А какой картой вы пользуетесь в Польше: долларовой или евровой?
Я пользовался рублевой и долларовой. Евровой бы не советовал, по большинству карт будет двойная конвертация, из злотых в доллары, а потом из долларов в евро. Но нужно узнавать схему конвертации по каждому конкретному банку.
Посмотрел фото вагона варшавского метро; когда же в России додумаются ставить вертикальный поручень в пространстве между дверьми… Видел их и раньше в NY метро. Все для людей сделано. А наших конструкторов или начальство, которое это всё принимает нужно посадить в наш вагон в час пик в это пространство, где держаться абсолютно не за что и при каждом резком разгоне\торможении толпа людей падает друг на друга.
В Таиланде также и в Гонконге :) В смысле поручни по середине, причем не только, где двери, а по всему вагону.
Из своего опыта поездок по Польше могу выделить трамваи. Больше приходилось ездить на них в Гданьске, чем в Варшаве, но все же… Трамваи идут по выделенным полосам, куда авто не заезжают никогда — реальная экономия времени при перемещениях в час-пик, несмотря на его частые остановки. Трамваи новые, идут плавно.
Несколько лет назад у нас, в Калининграде купили трамвай как у тебя на фото «Новый трамвай в Варшаве», пустили его по старым рельсам. Я прокатился раз — он реально «подпрыгивает», а не едет- а денег вложено немало…
Да, старые рельсы — это жесткач. Варшавские линии 33 и 17 — чаще всего езжу. Тракт перестраивали 3 раза, на 4-й получилось как надо. И не важно, новый вагон или старый — трясёт одинаково.
Большая часть автобусов ежедневно выходит на линию в пять утра, а ночные – заходят в гараж в полпятого, то автобусы работают вообще круглосуточно.
Обычный автобус делает последний рейс около 11 ночи. Потом — только ночные, на строго выделанных маршрутах и с интервалом движения 30-40 минут.
И да, если вы любите велосипеды — передвигаться можно или по велодорожкам, или по проезжей части. За езду по тротуарам может остановить полиция и впаять штраф.